90 СЕЗОН

Яңалыклар

“Проостые секреты счастья” (“Известия Татарстана”, автор – Альбина Хазиева)

«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве», – говорил знаменитый Константин Станиславский. Еще он утверждал, что «дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям». Что и говорить, труд актера далеко не простой, требующий огромного упорства и работоспособности. Не зря же постоянно возникают дискуссии: является ли актерская профессия ремеслом или творчеством. Зульфия ВАЛЕЕВА, заслуженная артистка РТ, актриса Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина, знает одно – эта профессия проверяет человека на выносливость, и, как Москва, слезам не верит. Если будешь нервничать, не получив желаемую роль, тогда постоянный стресс обеспечен. Не поддавайся этому состоянию, прояви силу воли, зато, когда дождешься своего часа, покажи все, на что способен. Об этом и не только Зульфия Валеева рассказала в эксклюзивном интервью газете «Известия Татарстана».

– Зульфия Наилевна, ваш пример доказывает, насколько творческие люди многогранны. Вы играете на сцене театра, снимаетесь в кино, выступаете в составе известной вокальной группы «Зу-Ляй-Ля», ставите вместе с юными актерами-школьниками отрывки из спектаклей. Один психолог как-то сказал, что «творческие люди – это удивительная категория населения. В них как будто заложен вечный двигатель, порождающий их неутолимое любопытство и неугасимую страсть, с которой они берутся за любое дело». Наверняка вы согласны с этим высказыванием?

– Да, конечно, тем более что я сама психолог по третьему образованию. Я окончила музыкальное училище («руководитель хорового коллектива»), Казанскую государственную академию культуры и искусств («актерское мастерство») и КФУ («психология»). Все три специальности очень помогают мне, дополняют друг друга. А что касается многогранности, действительно, я в детстве мечтала стать и оперной певицей, и дирижером хора, и художником-оформителем. Наверное, это темперамент, характер, натура, но, в любом случае, меня трудно было назвать спокойным ребенком. И в школе, и в пионерлагерях я всегда участвовала во всех мероприятиях. А когда думаешь, что все получается в разных направлениях, то не можешь четко определиться в профессии. Но в итоге судьба сама показала правильный путь. Думаю, что каждому человеку есть «подсказки» от судьбы, надо только уметь вовремя разглядеть и понять их. Вот, к примеру, если бы я на год раньше попала в Казанскую государственную Академию культуры и искусств, то училась бы на том самом курсе, который впоследствии составил костяк театра им. Г.Камала (Радик Бариев, Искандер Хайруллин, Миляуша Шайхутдинова, Минвали Габдуллин и другие). Первым заведующим кафедрой был народный артист СССР, профессор Марсель Салимжанов, а вторым педагогом – Фарид Бикчантаев. И кто знает, как бы сложилась моя судьба, если бы я попала на этот курс …

– А чем вам запомнилась учеба в музыкальном училище? Насколько я понимаю, именно там вы решили стать актрисой, поскольку впоследствии решили получить специальность по актерскому мастерству…

– Уверена, большинство тех, кто прошел богатейшую школу Казанских творческих училищ (музыкальное, театральное, художественное), впоследствии в любом вузе чувствуют себя уверенно и комфортно. Эти учебные заведения оцениваются на уровне техникумов, они с многолетними традициями и очень сильными педагогами. А музыкальное училище окончили знаменитости, ставшие основой коллективов Татарской государственной филармонии, Татарского театра оперы и балета, Государственного ансамбля песни и танца республики. Представьте только, среди выпускников – Ильгам Шакиров, Шамиль Монасыпов, Фасиль Ахметов, Ренат Еникеев, Алмаз Монасыпов, всемирно известный композитор София Губайдулина! Я очень рада, что прошла эту школу, где нас учили не просто быть профессионалами в своем деле, но интеллектуально развитыми и просто хорошими людьми. Не зря ведь говорят, что музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца. Уверена, что музыка позволяет понимать окружающий мир более ярко и остро, дает возможность лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь.

В училище я чувствовала себя как рыба в воде. И, как ни странно, именно там я решила стать актрисой. Это произошло случайно. Просто на четвертом курсе я стала замечать, что в училище часто приходит очень интересный мужчина, представительный, в костюме, с орденом и медалями. Как выяснилось, это знаменитый актер театра им. К. Тинчурина, народный артист Татарской АССР Гата Нуруллин, воплотивший на сцене множество запоминающихся образов. Так вот, он «присматривал» в училище молодежь, которая могла бы служить театру. Мне очень захотелось присоединиться к ребятам, с которыми общается Гата Нуруллин. На подсознательном уровне я мечтала играть на сцене, просто на тот момент казалось, что актеры – это особые, даже уникальные люди и в плане внешности, и в образовании, и по призванию, до уровня которых не дотянуться. Но любопытство перебороло, однажды я присоединилась к студентам, которые занимались с Гатой Нуруллиным. И все…. Этот вечер стал судьбоносным. На выпускном капустнике я воплотила в жизнь на сцене четыре образа, принеся из дома мамины платья и украшения. Мой любимый педагог Елена Степановна Фомина даже сказала: «Зулечка, может, вам в актрисы пойти?». А я как будто ждала этих слов, тем более от человека, мнение которого для меня важно. Так что звезды сошлись – меня ждал Тинчуринский театр.

– Не секрет, что зарплаты у актеров театров небольшие, поэтому многие вынуждены подрабатывать. Кто-то востребован в кино, кого-то приглашают в качестве ведущих на разные мероприятия, кто-то озвучивает мультфильмы на телевидении, перечислять можно долго. Как вы считаете, это не мешает актерам сосредоточиться на приоритетном направлении?

– Я могу ответить только за себя. Мне не нравится слово «вынуждены», потому что каждый интересный проект – это творческое счастье для актера, поверьте. И деньги в данном случае далеко не на первом месте. Если тебе предлагают кинороль, это прекрасная возможность проявить себя в каком-то новом образе, самой узнать себя с неожиданной стороны. И в других направлениях творчества, когда ты раскрываешься для окружающих в другом качестве, это очень полезно для самого актера. Что касается времени, все ведь происходит не одномоментно. Выстраивается график минимум на полгода вперед, все строго планируется. Вот я, к примеру, начала проявлять себя в качестве режиссера в школьном театре и даже занимать призовые места с ребятами на городских и республиканских мероприятиях, когда ролей в театре у меня было совсем мало. То есть, представьте, свободное время есть, ролей нет, и, естественно, я нашла выход для своей неуемной энергии. При этом никогда не расставалась и со своими коллегами – солистками музыкального трио «Зу-Ляй-Ля». Коллектив прикреплен к городской филармонии при НКЦ «Казань». Я долгое время работала в группе по совместительству, но сейчас не успеваю участвовать в городских концертах «Зу-Ляй-Ля», однако на гастроли мы ездим вместе.

Что касается кино, то из последних работ хочу отметить фильм «Кире» («Упертый»), где я сыграла супругу персонажа Фаниса Зиганшина – актера Камаловского театра. Специалисты знают, как трудно фильмам из регионов России попасть в широкий прокат по всей стране. Но фильм «Кире» с февраля смогут увидеть жители всей России. Это огромная победа для татарстанского проката. Причем кинокартина будет представлена именно под своим оригинальным названием, а не «Упертый». Другими словами, россияне узнают еще одно татарское слово – кире. Съемки проходили в комфортных условиях, с участием гримвагенов (это специальные машины для актеров, где есть и гримерная, и костюмерная, и пространство для отдыха). Задача актера заключалась только в том, чтобы сыграть свою роль максимально достойно. Знаете, меня радует тот факт, что кино в Татарстане стало развиваться активнее в последние годы, это чувствуется, в том числе и благодаря Казанскому кинофестивалю мусульманского кино. Отмечу еще одну картину 2019 года – «Эпипэ» Ильшата Рахимбая, про который сам Ильшат говорит, что это чуть-чуть мюзикл. Хотя, на мой взгляд, не чуть-чуть, потому что здесь очень много музыки, речь идет о женском музыкальном ансамбле, который отправляется на гастроли по республике. В фильме участвуют звезды татарской эстрады и театра, а у меня в картине целых три разных образа. Съемки оставили у меня очень теплые впечатления, и я уверена, что кино в Татарстане будет развиваться и дальше, учитывая то, что есть молодые режиссеры – энтузиасты, которые «горят» идеями, новыми проектами. И многогранная деятельность «Татаркино» как координирующего органа, конечно, вызывает уважение.

– Возвращаясь к театру, скажите, пожалуйста, вы следите за премьерами своих коллег из других коллективов? Вот скоро в Камаловском театре – премьера спектакля по Кариму Тинчурину «Угасшие звезды». Думаю, у вас особое отношение к этой пьесе, ведь одна из ваших ярких ролей – роль главной героини из «Угасших звезд» Сэрвэр в постановке Рашида Загидуллина в Тинчуринском театре…

– Да, конечно, я стараюсь не пропускать премьеры, всегда интересно видеть, как тот или иной режиссер находит новые неожиданные ходы, и узнавать, какие темы сегодня считают актуальными в театрах. Каждый спектакль – неповторимый миг, но он отражает жизнь общества. А что касается образа Сэрвэр, действительно, это одна из моих любимых работ в замечательной постановке Рашида Загидуллина, и с идеальным актерским составом, включая Розу Хабибрахманову, Нурию Валееву, Шамиля Фархутдинова. Когда состоялась премьера в 1999 году, зрители были покорены, эта постановка заставляла и плакать, и смеяться, искренне переживать, каждому вспоминать что-то свое. Я уверена, что так сыграть Надир махдума, как сделал это Шамиль Фархутдинов, не сможет никто. А сколько в пьесе национальных обычаев, песен и танцев! С этим спектаклем (классикой национальной драматургии) Тинчуринский театр побеждал в республиканском театральном фестивале, в фестивале «Туганлык». Я, конечно, пойду на премьеру в Камаловский театр. Если Фарид Бикчантаев взялся за эту работу, значит, он подготовил что-то интересное, представил свой оригинальный взгляд, надеюсь, он нас чем-то удивит.

– В прошлом году вы представили зрителю спектакль «Нэзер» («Обет»), вместе с актерами Тинчуринского театра Рустамом Гайзуллиным, Гульчачак и Иреком Хафи­зовыми. Причем премьера прошла в ДК им. Ленина. Это был необычный проект-антреприза для Татар­стана. Как удалось воплотить его в жизнь, при чьей поддержке?

– Нас поддержало и руководство театра и министр культуры Ирада Аюпова, поэтому особых трудностей не было. Сами собрали команду профессионалов, нашли танцоров, художника по свету, художника-постановщика, композитора, вплоть до режиссера Зиннура Сулейманова, с которым продолжаем дружить. С этим проектом ездим и на гастроли, и, кстати, зрители принимают его с большим интересом.

– Вас можно назвать счастливым человеком?

– Конечно. Я востребована в профессии, у меня замечательная семья, двое любимых  детей, которые во всем стараются меня радовать. Я верующий человек и понимаю, как мало нужно для счастья. Надо только ценить то, что у тебя есть, и радоваться каждому дню, который дарит радость общения с семьей, коллегами, друзьями.

– Спасибо вам, Зульфия Наилевна, за интересную беседу! Новых творческих успехов вам!

Автор – Альбина Хазиева;

Источник – “Известия Татарстана”, http://tatarnews.ru/articles/10521

Дата: 3.02.2020