Рецензия врача Ильдуса Лотфуллина.
«Карурман» («Тёмный лес») в театре Тинчурина – это большое, красивое, яркое тюркское фэнтези, выполненное с размахом, который не вмещается ни в 2 часа времени, ни в площадь сцены. Похоже, что этот спектакль вообще не вмещается в театр как вид искусства.
И на него, несомненно, стоит сходить.
Во-первых, это красиво: декорации (сколоченная из брусьев конструкция удивительно превращается то в ханский шатёр, то в конюшню), свет (даже скорее тени), фантастическая музыка от Juna. Берите места в партере – хотя бы для того, чтобы рассмотреть потрясающие костюмы.
Браво актёрам, вытягивают. Постановка конной скачки, появление варвара в ханском шатре и первая брачная ночь… Смерть, насилие – да, это эпос, верю!
И конечно, сам замысел. Мы видим результат плодотворного труда авторов текста – наше древнее прошлое представлено в понятной нам форме. Богатая тюркская мифология все ещё ждёт своего Толкиена, который напишет «Властелин колец» и заработает состояние на тиражах.
Поругать? Пожалуйста, тем более что есть за что. Всего слишком много! 23 актёра на сцене едва успевают меняться. Каждая реплика достойна того, чтобы развернуться в отдельный акт, но не успевает и выталкивается следующей. Авторки пьесы точно помнили, что каждая драма – это что-то из Шекспира и решили не мелочиться. Упомянут весь Шекспир сразу: и «Гамлет», и «Король Лир», и «Ромео и Джульетта». Одним словом, это «Игра престолов», втиснутая в один спектакль. Из «Карурман» легко можно сделать серию спектаклей.
И ещё: даже мне, любителю редко используемых арабо-персидских слов в татарском языке было трудно на слух понять эту лексику: «гасабиланма» (малодушничать), «сафсата» (вздор), «нэжес» («ритуальная нечистота»)… Эти слова, несомненно, использованы правильно, они величественные и древние, как и само действие спектакля, но со сцены они бьют мимо.
А может это и хорошо, что всего так много и всё такое сложное. Не зря же мы говорим «эпичный» про что-то очень большое. Эпос и есть эпос – большой, как око Саурона и длинный, как борода Гендальфа.
- PS. 16+ с билетов можно смело убрать. Мы с моей 6-летней Мэрьям закрывали глазки ладошкой только один раз.
Мысль (идея режиссера): 8/10
Зрелище (актеры, музыка, сцена): 9/10
Действие (сценарий): 5/10
Слияние (согласие) со спектаклем: 6/10
Пойду снова: 2/10