История театра

1933 год

Биография ГБУ «Татарский государственный театр драмы и комедии им. К.Тинчурина» ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе Карима Тинчурина, как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина.

Первый спектакль был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми “Семья дедушки Булата” (“Булат бабай семьясы”).

Основу труппы в то время составляли известные артисты, такие как: Г.Болгарская,  А.Ягудин, Г.Камская, Г.Гиматов, М.Рахматуллина, Х.Исмагилов и др. В дальнейшем много лет работали в театре артисты В.Минкина, Р.Кушловская, М.Шагидуллина, Л.Фарсина, С.Исмагилова, Г.Нуруллин,  Ф.Фарсин, К.Нуруллина, Н.Латыйпова и др.

Руководителями и режиссерами со дня его основания были известные деятели искусств:  Р.Ишмуратов, Г.Ильясов, позже А.Мазитов, М.Хамзин. Большую роль в становлении и развитии театра сыграли режиссеры С.Валеев-Сульва, К.Тумашева, Р.Тумашев, а также режиссеры  М.Салимзянов, Р.Бикчантаев, П.Исанбет.

С первых же дней существования, театр радовал зрителей разнообразием афиши. Это и оригинальная  татарская драматургия:  «Семья дедушки Булата» К.Тинчурина и К.Наджми, «Молодые сердца» Ф.Бурнаш, «Галиябану» М.Файзи, и переводные пьесы — «Жорж Донден» Ж.Мольера, «Поздняя любовь» А.Островского и др. Порой спектакли игрались в неимоверно  тяжелых условиях. И все же, несмотря на эти условия, артисты на высоком профессиональном уровне несли сценическую культуру в массы.

1941-1945 годы

С началом Великой Отечественной войны состояние театра резко изменилось. Подавляющая часть мужского состава труппы ушла на фронт. Остались лишь несколько ведущих актёров — Г.Гиматов, X.Исмагилов, С.Сагитов и руководитель театра А.Мазитов. Основная тяжесть легла на плечи женского персонала — Б.Галиуллину, В.Минкину, А.Ахметзянову, С.Хуснутдинову, М.Рахматуллину и пришедшую в 1942 году З.Камалову, младшую сестру знаменитого Г.Камала, проработавшую до этого в разных театрах Средней Азии.

В военные годы актёры — всё более и более частые гости на призывных пунктах, на вокзалах, а позже — в лазаретах и госпиталях. Поэтому театр взял на вооружение небольшие одноактные пьески, создаваемые по горячим следам происходящих событий. Подчас их писали непосредственно в театрах.

Разделившись на несколько групп, актёры театра, взвалив на плечи невеликое имущество, шагали по республике. Своими представлениями — спектаклями, концертами, — где бы артисты ни играли — в клубе, в поле, на вокзалах, в госпиталях — они укрепляли боевой дух человека.

А.Мазитов писал в те годы о том, что актёры театра выполняли, одновременно с творческими делами, и роль агитатора, и пропагандиста. Каждый спектакль начинался с того, что тот или иной актёр, зачастую это был С.Сагитов, читал перед зрителями сводку с фронта и по карте, висящей рядом, показывал продвижение наших войск.

В годы войны театр ставит пьесы, созвучные тем дням: «Таинственный клад» («Серле казна») Т.Гиззата, «Возвращение» («Кайту») Р.Ишмуратова, пьесу Г.Насыйри «Семья патриотов» («Патриотлар семьясы») и многие мужские роли исполнялись, за неимением артистов, женщинами.

1960-1990 годы

В 1955 году главным режиссёром театра становится первая татарская женщина-режиссёр — Кашифа Замалетдиновна Тумашева. Она ставит такие спектакли, как: «Скрытые следы» Х.Вахита, «Хазрат идет проповедовать» З.Шагимуратова, «Берегись, взорвётся» К.Тинчурина, «Зелёная шляпа» Г.Насыйри, «Бессмертная песня» Р.Ишмурата, «Неотосланные письма» Г.Кутуя и др., сыгравшие большую роль в развитии творческой жизни театра. К.Тумашева преподаёт актёрское мастерство в Татарском театральном техникуме, затем в студии, организованной при академическом театре. Она учит своих талантливых студентов актёрской профессии, а также работает в студии, подготавливающий руководителей для художественных кружков. За 8 лет работы она выпускает тридцать спектаклей, среди которых есть и классические произведения, и комедии, и драмы на злободневные темы.

Заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР имени Г.Тукая Равиль Рахимович Тумашев с 1963 по 1985 годы работал в театре главным режиссёром. Здесь он ставит спектакли: «Молодые сердца» Ф.Бурнаша,  «Шамсикамар» М.Аблеева, «Ходжа Насретдин» Н.Исанбета, «Черноглазые девушки» А.Гилязова, «Мещане» М.Горького, «Фундамент» Т.Миннуллина, «К нам прилетели соловьи» И.Юзеева и др.

В 1986-1987 годах должность главного режиссёра исполняет Заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат Государственной премии им. Г.Тукая, Народный писатель Татарстана Рабит Мухлисович Батулла. Он ставит такие спектакли, как: «Я так соскучился по тебе» Р.Мингалима, «Мы ехали на ярмарку» И.Юзеева и др.

В 1960-1970 годы поколение артистов воспитывалось на драматургии нового поколения драматургов — Ю.Аминова, Х.Вахита, Т.Миннуллина, И.Юзеева, А.Гилязова. В спектаклях, поставленных по пьесам этих авторов, выросло целая плеяда замечательных актёров: И.Махмутова, Х.Махмутов, Р.Мифтахов, Р.Хабибрахманова, Н.Шайхутдинов, Л.Миннуллина, Н.Назмиев, А.Галиуллин и др.

 

 

1990-2005 годы

1988 год стал в истории театра переломным. В этом году театру присваивают имя одного из основателей театра, великого татарского драматурга, актёра и режиссёра Карима Тинчурина. Также в этом году театр становится стационарным. Он получает свое здание по адресу: ул. Горького, 13. После 55-летних скитаний театр им. К.Тинчурина вернулся в родные стены. С этого времени начинается новый этап в жизни театра, пересматривается репертуар, идет активный поиск новых форм, стилей и жанров так как стационарное существование требует нового подхода к театральному творчеству.

С 1984 по 2002 год театр возглавлял Р.Ш.Абульмамбетов. Благодаря личной инициативе, целеустремленности и работоспособности он внес огромный вклад в дело развития и становления стационарного театра им. К.Тинчурина.

В 1989 году главным режиссёром театра становится талантливый деятель татарской сцены Дамир Равилович Сиразиев. Здесь он ставит такие спектакли, как: «Две невестки» Х.Вахита; «Выигрыш», «Идём смотреть девушек» Р.Валиева; «Аршин мал алан» У.Гаджибекова и «Галиябану» М.Файзи. Он в 1991 году навсегда прекращает театральную деятельность.

С 1991 года по 1993 год должность художественного руководителя театра исполняет Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка Татарстана Исламия Махмутова. В эти годы она обращается к пьесам Д.Салихова «Ошибка молодости», И.Юзеева и Ш.Мазитова «Резедушечка», Н.Гаетбая «Белый красавчик», в 1997 году ставит пьесу «Сломанный браслет» Р.Сагди. Позже на сцене появляются спектакли, полюбившиеся зрителями, по ее собственным произведениям: «Ты моя единственная», «Родник любви», «Хотелось увидеть…».  В 2018 году по многочисленным просьбам зрителей Исламия Махмутова повторно поставила спектакль «Ты моя единственная».

С 1993 по 2019 год главным режиссёром театра им. К.Тинчурина был Загидуллин Рашид Муллагалиевич. Во время работы в театре он ставит: «Безумный день или женитьба Фигаро» П.О. Бомарше; «Не обманешь — не проживешь», «Привередливый жених» К.Тинчурина; «Вдовий пароход» И.Грековой; «Мамаша Кураж и ее дети» Б.Брехта; «На дне» М.Горького, «Без луны — звезда нам светит!» Т.Миннуллина и др.

C 2002 года на должность директора назначен Мусагитов Фанис Наилович, который успешно возглавляет руководство коллективом по настоящее время. Он активно организует общественную и административную жизнь коллектива. На всех этапах многолетнего трудового пути, он проявил себя не только как добросовестный исполнитель служебных обязанностей, но и как талантливый руководитель, профессионал, творческая личность, с азартом и увлеченно создающий новые проекты.

Ф.Н. Мусагитов ввёл традицию обменных гастролей со многими Татарстанскими театрами и театрами разных Республик, а также России, с целью возрождения межнациональных творческих связей и создание единого культурного пространства. Театр пользуется большой популярностью не только у татар, но и у зрителей других национальностей. Благодаря организаторскому и творческому таланту директора проводятся мероприятия Российского и Международного значения. За годы его работы в театре воплотились в жизнь такие значимые в культуре Республики проекты как:

1. «Международный театральный фестиваль национальной драматургии им. К.Тинчурина». «Республиканский театральный фестиваль имени Карима Тинчурина» был создан в 1991 году. В 1998 году он приостановил свою деятельность. В 2012 году по инициативе директора возобновилось проведение «Республиканского театрального фестиваля». В 2014 году фестиваль приобретает статус Международного для того, чтобы способствовать укреплению межнациональных и межтеатральных связей; сохранению и популяризации национальной драматургии на территории РФ, Ближнего и Дальнего зарубежья.

2. «Всероссийский конкурс среди учащихся общеобразовательных школ РФ». В 2012 году был проведен первый Республиканский конкурс, в котором участвовали школы со всех районов Республики Татарстан. Продолжение традиции проведения школьного конкурса способствует дальнейшему укреплению связи между татарским театром и школой, воспитанию и просвещению школьников.

3. «Театральный Сабантуй»: история «Театрального Сабантуя» в Татарстане берет начало с 2005 года. Инициатором проведения такого праздника для театральной общественности республики выступил Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина под руководством Фаниса Наиловича Мусагитова. С тех пор в празднике ежегодно принимают участие многочисленные представители творческих коллективов Татарстана.

В 2000 году театр порадовал своих зрителей грандиозной премьерой, по всемирноизвестной пьесе немецкого драматурга Б.Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Пьеса Б.Брехта была впервые поставлена в Республике Татарстан. Данная постановка полностью подтвердила право театра им. К.Тинчурина называться стационарным. Период передвижного театра закончился большим успехом. Это было признано, как простым зрителем, так и ведущими театральными критиками. На основании решения Кабинета Министров Республики Татарстан спектакль по пьесе Б.Брехта «Мамаша Кураж и её дети» был снят в Госфильмфонд РТ.

В преддверии празднования 1000-летия Казани, в 2005 году в театре успешно состоялась премьера спектакля по пьесе Н.Хикмета «Легенда о любви», приуроченная к знаменательной дате.

 

Нынешнее время

За последние 30 лет в деле становления театра им. К.Тинчурина свою лепту внесли такие талантливые артисты как: З.Харисов, Т.Файзуллина, З.Хакимзянова, И.Хасанов, С.Мифтахов, А.Хасанова, Л.Галлямова, М.Назмиева, Г.Гарапшина, З.Зарипова, Дж.Асфандьярова, Р.Тухватуллина, Л.Махмутова, Р.Шамсутдинов, З.Валеева, Г.Гайнуллина, И.Хафизов, Г.Хафизова, А.Фатхуллин, Х.Хуснутдинов, Г.Науметова, Р.Гайзуллин и др. Эстафету подхватила талантливая молодёжь: Р.Саляхова, А.Пискунов, Ил.Хафизов, З.Закиров, Б.Зиннатуллин, Г.Галиуллина, К.Шакирова, И.Байназаров, А.Мусаллямова, Д.Фаттахова, С.Хабибуллин, Л.Камалиева, Л.Ибатуллина, А.Фатхрахманов, Э.Никитин, А.Гашигуллина, а также в 2020 году в труппу присоединились Народные артисты Татарстана Сакина и Рамиль Минхановы, которые органично влившись в основной состав значительно обогатили творческий потенциал труппы. Что дало возможность появлению ярких разножанровых спектаклей как: музыкальная драма К.Тинчурина, муз. С.Сайдашева «Угасшие звезды»; романтическая драма М.Карима «Страна Айгуль», музыкальная комедия Х.Вахита «Женихи», мелодрама по пьесе Т.Миннуллина «Сон», историческая легенда Н.Хисамова «Йусуф-Зулейха», бессмертная трагедия В.Шекспира «Гамлет», реальная история З.Хакима «В шаге от бездны», драма А.Гилязова «Три аршина земли» и др.

В театре становиться замечательной традицией, где рядом с лирическими и спорно-философическими спектаклями ставятся и литературно-поэтические спектакли, пропагандирующую литературное наследие национальной культуры: «Любите жизнь!» Г.Тукая, «Мы — дети сорок первого года» М.Магдеева, «Дороги судьбы» Р.Валеева.

В 86 театральном сезоне театр впервые в истории татарского театра поставил спектакль в жанре фэнтези «Карурман» («Тёмный лес») по пьесе Л.Янсуар и Р.Гариповы. Режиссёр-постановщик — Резеда Гарипова.

Сегодня коллектив тинчуринцев – это стабильный, современный театр с актёрской труппой, достойным репертуаром, востребованной зрителем.

Кафе-бар, выставочный зал, автостоянка, «театральная няня» — это лишь небольшая перечень услуг для зрителей . В театре Тинчурина есть молельная комната как для сотрудников, так и для зрителей.

«Ачык сәхнә» («Открытая сцена») – это новый и уникальный для Татарстана формат показа спектаклей на открытом воздухе, для этого сооружена летняя сцена во дворике театра.

Театральная студия для детей с ограниченными возможностями здоровья “Чудо” («Могҗиза») была организована весной 2019 года по инициативе директора Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина, Заслуженного работника культуры Республики Татарстан Фаниса Наиловича Мусагитова. Это доброе дело проводится совместно с инициативной группой “Во благо вместе” под руководством Альбины Фаридовны Салимгараевой. Здесь дети с диагнозом синдрома Дауна, ДЦП осваивают секреты театрального искусства.

Сегодня театр живёт активной творческой жизнью: ставит масштабные спектакли. Вот уже на протяжении многих лет театр радует своим творчеством как сельского, так и городского зрителя. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за ее пределами: регионы Сибири и Урала, в городах Ижевск, Самара, Уфа, Санкт-Петербург, Москва, Стамбул, Акшэхэр, Анкара, Брюссель, Брюгге, Абхазия, Финляндия, Германия и многих др, где аплодировали артистам театра. Высокий профессиональный уровень, отточённое мастерство, великолепное знание драматургии и современности — все это отличительные качества спектаклей ГБУ «Татарский государственный театр драмы и комедии  им. К.Тинчурина». Поэтому они всегда любимы и востребованы публикой. За почти вековое своё существование театр внёс значительный вклад в эстетическое воспитание подрастающего поколения, в культурно-просветительскую и общественную деятельность по сохранению и развитию татарского языка, культуры, тем самым способствует развитию и процветанию Республики Татарстан.