У каждого театра свое лицо, своя атмосфера, традиции, герои и преданные зрители. Так и должно быть. Но, пожалуй, самым народным в Казани можно назвать театр им. Карима Тинчурина, поскольку долгие годы он был передвижным, и его просветительская деятельность, без преувеличения, огромная. На протяжении десятилетий актеры этого знаменитого театра ездили по деревням республики и по всей стране, выполняя план по обеспечению населения (особенно сельского) культурой. Гастроли были при любой погоде — в буран, дождь, жару, причем актеры останавливались прямо в домах своих поклонников, так что хорошо знали быт, заботы, мечты простых людей. В своей новейшей истории театр перестал быть передвижным, но сохранился его народный дух, максимальная приближенность к зрителям. И, что самое приятное, с безграничной преданностью театру служат и молодые актеры, которые не застали советское время, но сумели прочувствовать историческую атмосферу театра. Среди них – Ильфак ХАФИЗОВ, позитивный, целеустремленный и очень обаятельный актер.
— Ильфак Ильшатович, Вы помните первый спектакль, который Вы посмотрели?
— Точно уже не помню, поскольку это было еще в дошкольном возрасте, но то, что он произвел на меня неизгладимое впечатление, бесспорно. Я ведь вырос не в городе, где можно каждый день ходить в театр и наслаждаться искусством, а в Муслюмовском районе, в селе Нижний Табын. Но мне очень повезло с родителями, которые поощряли мою тягу к творчеству. Особенно мама, поскольку она педагог по образованию и максимально старалась развивать меня. Она сама хорошо танцевала, и, видимо, от нее любовь к танцам перешла ко мне. Я уже с первого класса принимал участие в школьных спектаклях, концертах, мероприятиях, посвященных каким-то праздникам. И мне все это очень нравилось. Я просто получал удовольствие от творчества, еще не задумываясь тогда, кем стану в будущем. А когда уже твердо решил стать актером, родители меня поддержали, за что я им очень благодарен. Без их моральной поддержки было бы непросто. Более того, перед поступлением мама настоятельно советовала мне больше читать татарскую литературу, совершенствовать язык, уделять время самообразованию. Конечно, ее советы мне очень пригодились в дальнейшем.
— Вы поступили в Казанское театральное училище на тот знаменитый курс, где с Вами вместе учились известные сегодня актеры театра им. Карима Тинчурина – Артем Пискунов, Резеда Саляхова, Зульфат Закиров. Получается, вас сначала сплотило училище, а потом театр Тинчурина?
— Да, я очень рад, что поступал в тот самый год, когда среди абитуриентов были такие замечательные ребята. В училище мы были как одна семья, особенно сплачивали постановки, в которых каждый должен был максимально показать, на что он способен. У всех были свои преимущества. Кто-то хорошо пел, кто-то играл на музыкальных инструментах, кто-то танцевал, кто-то замечательно пародировал. И совместно получался очень достойный результат. Я бы не говорил о конкуренции, нет, еще раз повторюсь, мы подружились, мы переживали друг за друга, радовались успехам друг у друга. И я говорю не только про Резеду, Артема и Зульфата, нас ведь было девять человек на курсе. И когда в театр Тинчурина главный режиссер взял четверых (четвертой была Лия Вильданова, а Зульфат тогда уехал учиться в ГИТИС), остальных нет, у меня были двоякие чувства. С одной стороны, очень приятно попасть на службу в такой известный театр, а, с другой стороны, жалко, что не всем моим однокурсникам улыбнулась такая удача. Как бы то ни было, конечно, я ни с кем из одногруппников не порывал связи, мы общаемся в общей группе в WhatsApp, мы встречаемся, знаем, у кого что происходит, поддерживаем друг друга.
— Вы играли главные роли во многих спектаклях, включая роль Юсуфа в спектакле «Юсуф и Зулейха». Поэтому многие не поняли, почему Вы ушли из театра несколько лет назад, будучи очень востребованным актером…
— Мне не хотелось бы вспоминать тот момент. Скажем так, произошел конфликт с главным режиссером, после чего я решил уйти. Причем в никуда. Конечно, мне не хотелось расставаться с ребятами, не хотелось покидать место работы, к которому «прикипел» душой и сердцем. Театр ведь дает особое чувство радости и потрясающих эмоций, это трудно передать словами. Но… так уж сложилась судьба, что мне пришлось уйти. И вот сейчас, спустя годы, когда я вернулся в театр Тинчурина, я понял, что тот период был дан мне не зря. Он помог мне многое понять, проанализировать, многому научиться. Фактически я освоил новые профессии на радио и на телевидении, вел утренний эфир на «Болгар Радиосы», был главным редактором на телеканале «Майдан». Это время для меня было заполнено разными проектами, интересными мероприятиями, я научился быть коммуникабельным, нести максимальную ответственность, за все, что я делаю, работать по совести и не поступаться своими принципами. Это не просто слова. Понимаете, в любом творческом коллективе очень важно, как ты себя поставишь изначально, как ты будешь реагировать на происходящее, а отмолчаться и остаться в стороне не получится. Иначе тебя не будут уважать, и прислушиваться к твоему мнению. Так что время моей работы на телевидении и радио было полезным и познавательным. А то, что сегодня я вновь на сцене Тинчуринского театра, меня очень радует. Конечно, я соскучился и по своим друзьям, и по неповторимой атмосфере театра. Для меня сегодня каждая роль дорога, я не играю, я живу на сцене. А самой любимой для меня остается роль Камиля в спектакле «Сон» по одной из последних пьес Туфана Миннуллина.
— Ильфак Ильшатович, актер ведь может параллельно заниматься другими видами творчества, например, сниматься в кино, рекламе и так далее? Это не возбраняется?
— Да, я сам еще, когда работал под руководством главного режиссера, всегда сообщал ему, когда меня приглашали в кино либо подготовить сценарий для какого-то мероприятия. Но, если это не мешает основной работе, конечно. Если ты не задействован в каждом спектакле, и у тебя реально есть время. Вот я, например, главный режиссер в молодежном театре «Мизгел» при КФУ, который организовал заслуженный артист РФ, народный артист РТ Марсель Заббаров. Но это не мешает основной моей работе. Вообще, творчество должно быть в постоянном развитии, и для актера важно не стоять на месте, что-то осваивать новое, открывать в себе новые грани таланта.
— А может ли актер отказаться от роли, если она не нравится ему по каким-то причинам?
— В свое время я сам задавался этим вопросом. И даже спрашивал тогда у главного режиссера театра Рашида Загидуллина. Он ясно дал мне понять, что отказываться не следует, ведь если тебя и так выбрали из 40-50 человек, то не просто так ведь это произошло. Значит, в тебе увидели того самого героя, который должен быть представлен в спектакле. Режиссеру со стороны, конечно, виднее.
— А как вы проводите свое свободное время? Уезжаете ли куда-то далеко?
— Нет, уезжаем мы с семьей только в деревню, к моим родителям. У нас с супругой дети еще маленькие (три дочери – Наргиза, Назира и Наира). И все свободное время я провожу с ними. В какие только игры мы ни играем! Может, я и балую их, но я их очень люблю и хочу, чтобы все у моих дочек было хорошо, а главное, чтобы они росли здоровыми и крепкими.
— У Вас есть жизненный девиз?
— Слушайте свое сердце! Другими словами, все, что вы делаете, должно быть от души, от сердца, только так можно быть по-настоящему счастливым.
— Спасибо Вам за содержательное интервью! Дальнейших Вам творческих успехов!
Автор — Альбина Хазиева;
Источник — «Известия Татарстана», http://www.tatarnews.ru/articles/11286
Дата: 2.07.2021