6 декабря спектакль «Ашина» (автор — Ркаил Зайдуллин, режиссер-постановщик — Ильсур Казакбаев) принял участие в XV Всероссийском фестивале молодой режиссуры «Ремесло».
После спектакля состоялось обсуждение спектакля с критиками Жанной Зарецкой, Юлией Клейман, Ниязом Игламовым, культурным обозревателем Айратом Бик-Булатовым.
Жанна Зарецкая, театральный критик, шеф-редактор сайта журнала «ТЕАТР.»:
- Мне любопытно, как развивается татарский театр, как вы говорите на больные для нас темы. Для меня это состоявшаяся история. Это возможность высказаться на страшную тему, поговорить об этом с людьми, найти параллели, все это важно, нужно. Спасибо вам огромное!
С балкона театра виден полноценный рисунок спектакля, видно, что это поставлено, как танец. Вы через форму танца показали преодоление. Все на сцене происходит, как танец, с одной стороны, а с другой стороны – как песня. Это скорее такая медитация, к которой либо погружаешься, либо нет. И я подгрузилась к этой истории. Мне понравилось, как страшные вещи рассказывают через танец. Это смело и здорово!
Юлия Клейман, исследователь театра, театральный критик:
– На меня довольно сильно подействовал спектакль. Наверно, я поддалась медитативному воздействию. Есть ощущение притчи, спектакль втягивает в свой особенный мир. Отличный подбор музыки, в том числе электронной.
Люди косят в телогрейках, ушанках, идет снег, они говорят про жару. Все это кажется немного странным, абсурдным на фоне железа. Вот эта метафора, которая была протянута через весь спектакль, была очень мощно придумано. Странное ощущение, с одной стороны, они заключенные, с другой стороны, то ли они на Марсе, то ли они на необитаемом острове.
Пустое пространство вызывает ощущение клаустрофобии. Насколько все оказываются трусливыми, жестокими, думая о государстве, уничтожают сами себя. Как будто, все сделано для того, чтобы это было монотонно. Один и тот же прием, свет через лампочку, снова музыка, снова нам в лицо бьет свет. Это повторяется снова и снова. В повторяемости этого эффекта и заложена новая сила. Этот спектакль – отличный проект художника по свету.
Мне нравится как контрапунктом проходит образ Ашины. Он остаётся вне этой системы. Эта история воплощает в себе смыслы.
Нияз Игъламов, театральный критик, куратор Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло»:
- Именно спектакль «Ашину» я бы предлагал зрителям смотреть с балкона. Строгий, графический рисунок мизансцен. Спектакли театра Карима Тинчурина, начиная с «Өч аршын җир» («Три аршина земли»), «Мәдинә» («Мадина)», «Ашина» – эти спектакли изучают жанр трагедии. Драма доводится режиссерами, актерами до звучания трагического пафоса, это любопытный аспект краской в эволюции театра Карима Тинчурина. Это очень интересно.
Что касается музыкального сопровождения, в спектакле есть замечательная народная песня «Заман», вторую песню народным вокалом исполняет Резеда Саляхова.
Мне в этом спектакле нравится игра ансамбля, игра актеров. Сложно говорить о ком-то отдельно, если не поддержать его связку с другими актерами. Здесь мастерски все роли сыграны. Это очень важно лично для меня история просветительская. Хочется пожелать труппе подольше подержать этот спектакль, подольше его поиграть.
Отметим, спектакль «Ашина» в этом году уже вошла в культурную программу международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum2023», а также стала участником Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция» (2023).