Верность призванию привела учителя сельской школы в театральную труппу
Мужчина быстрым шагом ведет за собой по лабиринтам закулисья. Сначала пытаешься запомнить дорогу, но,
сбитый с толку разговорами и многочисленностью закоулков, машешь рукой на это дело. Наконец
мы останавливаемся на лестничной площадке у нагромождения сумок. Провожатый наклоняется к одной из них, расстегивает молнию, и глазам предстает нутро, набитое пачками пятитысячных ассигнаций…
От слова
«необходимое»
Если вы видите на сцене какой- то предмет, предположим, то са- мое ружье, которое по законам жанра обязательно должно выстрелить в последнем акте, злосчастный платок в руках Дездемоны или трезвонящий в урочную минуту будильник на столе, то знайте, на своем месте они оказались стараниями реквизитора. Этот человек не выходит в конце спектакля на поклоны к зрителям, но часть их аплодисментов можно смело отнести и на его счет.
Говорят, хорошего реквизитора отличают развитое пространственное мышление и умение воплотить в реальность эскиз художника-постановщика, используя при этом уже имеющийся в закромах реквизит, а может, подкупив или смастерив новый. Так что тут необходима не только светлая голова, но и житейская смекалка, чтобы руки были не крюки, ведь то и дело приходится являть на свет способы решения тех или иных проблем. Недаром слово «реквизит», пришедшее к нам из латинского языка, означает «необходимое».
Обо всем этом довелось узнать еще на стадии подготовки к разговору с Саматом Валитовым, заведующим реквизиторским цехом Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина. Но пообщавшись, я понял, что вышеперечисленные качества — лишь часть необходимого. А на первое место можно поставить хорошую память. Без нее просто невозможно что-либо найти в заставленной-завешанной от пола до потолка реквизиторской. К слову, содержимое этой узкой длинной
комнаты, которую коллеги в шутку называют «трамвай», способно привести в душевный трепет завсегдатаев блошиных рынков. Чего здесь только нет! От антикварного граммофона, старо- го саквояжа и кавалерийской шашки до обитателей кладовок и чердаков — рыбацких удочек, транзисторов, дисковых еще телефонных аппаратов и бутафорских копий… А сколько всего хранится по разным закуткам!
— Самат абы, надо пудреницу, помаду и духи советских времен,
— наш разговор прерывает девушка, как оказалось, помощник режиссера.
Реквизитор ныряет в недра своей кладовой. И уже через пару минут все необходимое передает из рук в руки.
— А с закрытыми глазами найти все, что сейчас просили, смогли бы? — рождается невольный вопрос.
Мужчина с улыбкой пожимает плечами, но ответ воспринимается как утвердительный. Самат абы очень скромный человек. Это понятно и из его манеры общения, коллеги говорят то же самое. Тем удивительней его путь на театральную сцену.
За мечту надо платить
Наш герой родом из Атнинского района. Отец и мать — простые люди. Откуда у деревенского паренька могла появиться тяга к театру — вопрос вопросов.
— С детства и пел с удовольствием, и танцевал, хотя выход на сцену давался с трудом — стеснительный был. А еще любил читать пьесы. Вслух. Бабушки соберутся, и я им читки устраивал, по ролям. В школьном сочинении на тему «Кем я хочу стать?» написал, что актером, — вспоминает Самат Аглеевич.
А все началось после приезда артистов Камаловского театра в
На сцене местного ДК они показывали отрывки из спектаклей. Парень увидел — и пропал. После 8-го класса решил поступать в театральное училище. Ни родители, никто в деревне не понимал, куда это Самат собрался. Только головами качали:
«поступить в артисты» считалось чем-то непристойным. Но не случилось: как раз во время экзаменов из-за хронического тонзиллита положили на операцию.
— Для меня словно мир рухнул,- признается мужчина.- Тогда лишь раз в четыре года курс набирали. Пришлось после 10-го класса по- ступать в Казанский пединститут на отделение татарского языка и литературы. Без желания. Когда списки поступивших вывесили, даже не хотел увидеть там свою фамилию, но она там была.
В 1978 году после получения диплома его распределили в село Кулле-Кими. Но мечте стать артистом остался верен: днем в школе, вечерами в клубе. Играл главные роли в народном театре — за одну из ролей получил диплом
I степени Министерства культуры ТАССР, пел, вел концерты… Говорит, был знаменит на весь район. А когда в 1983 году увидел в газете объявление, что республиканский передвижной театр (ныне носит имя Карима Тинчурина) ищет мужчин — акте- ров по призванию, не раздумывая, поехал на просмотр в Казань. Показал все что умел, и его приняли в труппу.
Был просто счастлив! Хотя пришлось оставить, по меркам родных, благополучную жизнь, почти вдвое потерять в зарплате и начинать с нуля жизнь в 27 лет. Но эта та цена, которую он с готовностью заплатил за свою мечту.
66-й день рождения
Жизнь наладилась: с любимой работой пришла и любовь. Женился, родился сын. Казалось, преодолениям конец, но когда ребенку было 5 лет, умерла жена. Отец-одиночка уже не мог ездить так же активно, как прежде, на гастроли. Пришлось перейти в помощники режиссера. 13 лет в этой должности прослужил в родном театре. При этом продолжал выходить на сцену в эпизодических ролях, а мог и на подмену в главной роли выйти, бывало и такое. Проблем не было, ведь знал все роли наизусть, нередко еще и в роли суфлера выступал — подсказывал забывчивым актерам их текст. Такой вот теа- тральный «многостаночник» вы- шел из бывшего сельского учителя. Впрочем, это оказалось еще не все. Когда в 2003 году театр остался без реквизиторов, Валитову пришлось осваивать новое для себя поприще. При этом и от прежних дел не сразу отошел: был и реквизитором, и помрежем, и актером.
Сейчас заслуженного работника культуры РТ к решению творческих задач не привлекают: возраст уже не тот для формата «три в одном». Хотя сегодняшнюю его работу назвать нетворческой язык не повернется. По крайней мере, подход к делу. В том, как заведующий реквизиторским цехом показывает свои закрома, распределенные, кажется, по всему театру, чувствуется артистическая школа: то, заговорщицки подмигнув, предъявит нутро сумки, набитое пачками пятитысячных ассигнаций, то радушно предложит
«пивка попить» из тары, воспетой Митяевым в песне «Лето — это маленькая жизнь» («Но в пакетике прозрачном дырка у меня/И все время утекает пиво из него»). При этом и физическая нагрузка немалая. Например, для одного спектакля надо 13 мешков пусть и бутафорской земли поднести и груду чемоданов.
— Человек до мозга костей предан своему делу. Его цех на два этажа ниже сцены. И каждый день он оттуда поднимет и спускает реквизит. И при этом никогда не ходит шагом, все время бегает,- так характеризует своего коллегу и ро- весника народный артист РТ Зуфар Харисов. — А еще он замечательно индийские песни поет. Ни один капустник без них не обходится.
Самата Аглеевича не пришлось уговаривать продемонстрировать еще одно свое умение. Когда он запел, то стал похож чем-то на Раджа Капура. Как оказалось, это его любимый индийский актер и на его «Бродягу» он готов был в детстве ходить без конца. К слову, лишь под конец своего визита мы узнали, и то не от нашего героя, что в этот день у него был день рождения. 66-й по счету. Очередная иллюстрация скромности именинника.
А за кулисами на скамейке одиноко лежали крылья ангела. Бутафорские, конечно. Но показалось, будто ангел заглянул за сцену и так ему здесь понравилось, что решил остаться…
Собеседник: Дмитрий Сивков
Фото: Фарит Муратов