Постановка спектакля «Темный лес» должна стать открытием этого года. Авторы показали отчуждение людей друг от друга в современном обществе.
На сцене театра Тинчурина состоялась любовная и кровавая премьера спектакля «Карурман» («Темный лес»). Ее ждали. О ней давно говорили и строили догадки. Создатели спектакля сумели заинтриговать тем, что заявили: на сцене татарского театра впервые представят татарское фэнтези.
«Если честно, нам улыбнулась удача»
Авторами работы стали поэтесса Луиза Янсуар и режиссер Резеда Гарипова. Вторая исполняла сразу две роли — постановщика и соавтора пьесы. Говоря о том, как они сошлись в дуэте, девушки рассказывают, что впервые попробовали поработать вместе несколько лет назад над другой постановкой.
— Мы очень сблизились, поняли, что думаем в одном направлении и что нас беспокоят одни и те же вещи. Впоследствии мы начали работу над стихотворениями Луизы. Только после этого появилась идея объединить ее дар работы с текстом и мое понимание драматургии, — вспоминает Гарипова.
И если для Янсуар работать с текстом — дело привычное, то для Резеды это был первый опыт в драматургии. Она признается, что во время создания пьесы почувствовала себя настоящим писателем. Оказалось, что это очень сложно.
— Нас всегда учили, что режиссер должен быть смелее с авторами. А здесь приходилось спорить с самой собой. Где-то хотелось убавить, где-то прибавить. Получилась какая-то двойная история, — рассказывает она.
Мысль о «Карурмане» пришла не сразу, а после долгих поисков темы. Пьесу писали около полутора лет. В итоге получилось многослойное философское произведение, в то время как авторы ставили для себя простую задачу -раскрыть определенные социальные проблемы. Определили и жанр спектакля — первое татарское фэнтези для взрослых.
— В фэнтези нас увели наши герои, которые оживали в ходе работы. Мы пришли к мнению, что в этом жанре нам будет даже комфортнее, — отмечает режиссер спектакля.
Изначально это был даже не спектакль, а лишь эскиз творческого объединения «Калеб». В декабре прошлого года его представили на сцене театра Кариева. В качестве актеров в работу были вовлечены сами «калебовцы» (студенты казанского театрального училища) и актеры театра Тинчурина.
Тогда представление эскиза случилось благодаря выигранному гранту. Увидев первую зрительскую реакцию, услышав разнообразную критику, было принято решение доработать пьесу. До этого Луиза Янсуар отмечала, что хотелось бы реализовать в будущем масштабный эпический проект, ну а пока финансы позволяют воссоздать его в виде эскиза. И мечте было суждено сбыться.
— Если честно, нам улыбнулась удача. Перед самым новым годом нам министр культуры Татарстана Ирада Аюпова сделала сюрприз. Она позвонила и спросила, сможем ли мы подготовить эскиз к показу на большой сцене к таким-то срокам. Начиная с того дня, мы во всю силу стали готовиться к этой премьере, — вспоминала Янсуар.
«Спектакль для тех, у кого уже сложились взгляды на свою жизнь»
До начала спектакля было немноголюдно. Будто и не премьерный день. Однако непривычностей в тот вечер было предостаточно. Вот прямо перед оркестром развернули небольшой ларек с продажей кожаных изделий вроде браслетов и кошельков. А вот лавка, в которой продаются специально выпущенные к премьере футболки по 600 рублей. Кстати, в них же были одеты и все билетерши. Здесь же, неподалеку, в ожидании режиссер спектакля Резеда Гарипова, которая работает в этом театре в штатном режиме.
— Вы ощущаете какую-то уверенность от того, что спектакль ставится в вашем театре? — спросили мы у нее.
— Я очень люблю этот театр и людей в нем. В ходе работы над спектаклем объединились все цеха, потому что он требовал больших человеческих ресурсов. Я видела, что каждый вникал в процесс. Особенно важна была поддержка актеров. Для них это были совершенно новые роли. Четыре парня побрились на лысо, а один мужчина сбрил усы, которые носил 30 лет. Это такая поддержка, — поделилась она.
Действие фэнтези разворачивается в далеком прошлом, когда люди жили племенами и верили в лесных духов. Однако весь спектакль пронизан вопросами и проблемами, которые актуальны и сегодня. Вопросы любви и верности, добра и зла, с которыми сталкивались герои, всегда будут актуальны. А главным акцентом постановки стала проблема поисков самого себя. Несколько раз со сцены прозвучали вопросы «Кто ты? Кто я? Кто мы?».
Автор пьесы Луиза Янсуар рассказывала, что на самом деле их пьеса намного шире и больше, чем представлена на сцене. Но тот, видимо, вырезанный для инсценировки кусочек текста и его исполнение не вызывает вопросов в плане логики и законченности.
Трудность в восприятии была лишь в языке, полном устаревших слов и наименований. Авторы напечатали для зрителей специальный глоссарий с объяснениями их значений. Но даже при условии, что зритель ознакомится с ним до просмотра премьеры, он запомнит далеко не все. Поэтому иногда занятые раздумьями над непонятными словами зрители могли упустить важные мизансцены. С другой стороны, это придает спектаклю особой таинственности.
Спектакль закончился, и зал наполнился аплодисментами. Если не примут жанр, то, по крайней мере, увидят в этом простую человеческую историю, предполагала до этого Гарипова.
Встретившись в фойе с выдающимся татарским филологом Альфатом Закирзяновым, мы решили расспросить о его впечатлениях от увиденного.
— Я принял этот спектакль. Одно только его название «Темный лес» имеет множество смыслов. С одной стороны, спектакль объясняет тесную взаимосвязь человека с природой, с другой — «Темный лес» — это отчуждение людей друг от друга в современном обществе. В любом случае авторы спектакля попытались переосмыслить сегодняшнее наше состояние через прошлое, — поделился мнением Закирзянов.
Филолог считает, что не каждый зритель с первого раза понял все тонкости и сложности постановки, но каждый непременно нашел что-то для себя.
— Борьба против зла, измена никого не оставили равнодушным. Если через это человек хоть немного задумался, значит, спектакль удался, — заключил он.
Увидеть что-то эпичное, по словам других зрителей, чем-то похожее на сериал «Игра престолов» будет интересно многим.
— Почему нашим читателям обязательно нужно увидеть этот спектакль? — поинтересовались мы у Янсуар.
— Мы обозначили, что наш спектакль 16+. Он для тех, у кого уже сложились взгляды на свою жизнь и происходящие вокруг него социальные процессы. Я бы рекомендовала его к просмотру людям, которые ищут ответы на вопросы: Кто мы? Куда мы движемся? Какую сторону принять? Он для тех, кто думает, не слишком ли много внимания мы уделяем рационализму, забывая о сердце, — заключила автор пьесы.
Автор — Ляйсан Кадырова;
Источник — «KazanFirst »