Какими качествами должен обладать современный артист театра? Есть ли любимые роли? Как стать популярным? Нравиться ли фотографироваться со зрителями после спектакля? На эти и другие вопросы мы решили поговорить с популярным актером Татарского театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина Артемом Пискуновым.
– Как Вы решили стать артистом? Были ли в Вашей семье представители творческих профессий?
– Родом я из села Новые Усы Муслюмовского района. Мой папа Олег Романович не представляет своей жизни без земли, он мастер на все руки, о таких говорят: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он работал конюхом, заведующим фермой, трудился и на мельнице, и в поле. Моя мама Гульсина Дарвиновна – из деревни Нижний Гарай. Приехав по направлению в качестве учителя, она связала свою судьбу с моим отцом, осталась в его деревне. Родители воспитали пятерых детей, я четвертый. В нашей семье нет артистов или людей как-то связанных с искусством, сценой. Но все-таки, считаю, что в выборе профессии сыграла большую роль моя мама. Еще в раннем детстве я стал заучивать наизусть и рассказывать стихи. Вначале я принимал участие в школьных мероприятиях, праздниках, позже стал выступать на сцене районного дома культуры. Признаюсь, что мне это постепенно стало нравиться. Я пользовался авторитетом среди сверстников, меня хвалили учителя. Только вот сказать, что я грезил сценой, мечтал стать артистом, никак не могу. Приметив мои задатки, мама стала подбирать учебное заведение, которое подошло бы больше всего. Подумывали поступать в Елабужский колледж культуры и искусств, однако там брали только с результатами ЕГЭ. А учиться в школе дальше не было желания, поскольку все мои мальчишки-одноклассники уходили после девятого. Как-то весной в нашу деревню приехал Мензелинский драматический театр. Улучив момент после представления, мама подошла к артистам и обо всем расспросила. На семейном совете решили, что я пойду учиться в Казанское театральное училище.
– Трудно ли поступить в это учебное заведение? Что из себя представляет творческий экзамен?
– Трудно – не то слово! Я подготовил два танца, две песни и выучил наизусть два стихотворения. Не знаю, так ли хорошо я исполнил татарский танец, но, как выяснилось позже, экзаменаторы учитывают, прежде всего, умение слышать музыку, чувствовать ритм. А всем тонкостям научат сами. Кроме этих трех заданий требовалось выполнить еще и творческое задание – мне надо было объяснить глухой бабушке, живущей на другой стороне улицы, что загорелся ее дом. Сами понимаете, ни бабушки, ни дома, ни пожара нет, а мне нужно изобразить все это, чтобы было правдоподобно. Я крикнул, размахивая руками, раз, другой… Посмотрев на членов экзаменационной комиссии, увидел их безучастное лицо. Опустил голову, посмотрел на свои ботинки с квадратным носом, именуемые тогда «гробами», и заплакал. Почему-то я решил, что плохо выполнил задачу. Весь путь до деревни ехали молча.
Родители решили, что дорога на сцену мне закрыта, поскольку после такого казуса ребенок больше сам не захочет идти в артисты. Однако на то, видимо, было Божье провиденье – меня взяли. Учились мы с 8 утра до 10 ночи, не досыпали, не доедали, не жалели себя, отдавая всецело учебе. В итоге из 18 студентов к концу учебы нас осталось лишь девять. Я скажу вот что: сейчас многие любят ссылаться на талант, дескать, это заложено, в крови. А я не согласен. Талант играет роль лишь на 5 процентов, остальные 95 – это труд, большой, каждодневный, ежечасный. Вот вы легли бы под нож хирурга, который не имеет соответствующего образования? Нет. А почему считают, что для сцены нужен лишь талант? Что может дать зрителю человек, который не владеет даже азами актерского мастерства? Жаль, что сейчас с микрофоном в руках выходят люди без каких-либо знаний, не обученные своей профессии, ведь ремеслу надо учиться, причем всю свою жизнь. Кстати, после окончания театрального училища я получил образование на кафедре татарской филологии КФУ.
– А Вы помните, Артем Олегович, свою первую роль? Есть ли любимая или не очень?
– Впервые на большой сцене я сыграл образ Барласа в постановке по произведению Хая Вахита «Женихи». Любая роль – это мое детище, мой родственник. Разве можно кого-то из близких, родных тебе людей любить или ненавидеть? Вот здесь та же самая ситуация. Каждый образ выстрадан сердцем, в него вложена частичка души. Ты долгое время живешь в образе своего героя, тебе передаются его повадки, речь, даже мысли. Причем я люблю всех своих героев: и положительных, и отрицательных. Каждый образ несет свою суть, свою идею, воплощая задумки автора. Цель актера – суметь верно донести ее до зрителя.
– Вы снимались в татарских фильмах. Легче ли быть актером кино, нежели театра?
– В этом виде искусства есть свои сложности, однако, признаюсь, работа в театре намного сложнее. Ведь здесь нет дублей, ты должен донести свою мысль аудитории с первого раза, повторов быть не может. Люди чувствуют фальшь, плохую игру. А ситуацию с татарским кино я бы назвал печальной. Чтобы снять один фильм, требуется не менее 50 млн рублей. Так скажем, дорогое удовольствие. Я снимался в последний раз в фильме «Микулай», однако зрители пока не могут его увидеть, опять-таки из-за финансовых проблем. Однако больше всего волнует даже не это, а то, что судьба татарского языка находится в незавидном положении. Знание языка матери многие не считают важным. А родной язык нужен моей душе, моему сердцу, моей семье. Считаю, что при назначении на высокую должность должно быть обязательным условием знание обоих государственных языков.
– Как известно, Ваша супруга Резеда Салахова является коллегой по сцене. Каково это жить в семье, где оба артисты? Нет ли ревности?
– С Резедой начали дружить еще в студенческие годы. Поженились 8 лет назад. Мы понимаем друг друга с полуслова. Кстати, у нас с Резедой есть одно неписаное правило: не говорить дома о работе. Конечно, это не значит, что мы не делимся своим мнением о представлениях. Но в тонкости не вдаемся, это своя кухня. Моя жена стала очень популярной после выхода киноленты «Белые цветы», где она снималась в главной роли. В нашей семье не существует понятий «зависть», «ревность». Мы радуемся успехам друг друга, переживаем, если что-то не так. А как же иначе? И вообще, такой жены, как у меня, ни у кого нет.
– Вас узнают на улице? Считаете ли Вы себя популярным?
–Я не считаю себя популярным, хотя, действительно, меня узнают. Это, безусловно, радует. Люблю, когда после представления просят вместе сфотографироваться. Ради аплодисментов, ради цветов и возгласов «браво», ради горящих глаз своих зрителей артист и выходит на сцену.
– Хотели бы, чтобы ваш сын стал артистом?
– Аскару только 5 лет, он ходит в татарский детский сад. Советовать бы не стал, но и противиться тоже, как сам решит. В любом случае, мы поддержим его решение.
–Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет стать актером?
Быть артистом, настоящим артистом – тяжелый труд. Это должен осознавать каждый, кто стоит перед выбором профессии. Конечно, есть «артистишки», я бы назвал их клоунами, которые делают деньги, переступив через свою профессию. Легкая работа приносит легкие деньги, однако таких быстро забывают. А настоящий артист должен навсегда оставаться в сердце своего зрителя.
– Скоро ваша труппа приедет к нам с гастролями. Какие спектакли на сцене поставит ваш театр? Что бы Вы хотели пожелать своим поклонникам?
Осенний тур гастролей приурочен к 135-летию со дня рождения одного из основателей профессионального татарского театра, драматурга, актера Карима Тинчурина. Зрители смогут увидеть на сцене комедии «Первое представление», «Лестница любви», «Безумный никах». Как видите, мы привезем комедии, которые имеют долгую историю на сцене, признаны не одним поколением зрителей. Приходите всей семьей, отдохните, забудьте о проблемах.
– Спасибо за беседу. Творческих успехов и благодарных зрителей!
Автор: Лия Мардегаллямова
Источник: газета «Светлый путь»