— Зульфия Наилевна, ваш пример доказывает, насколько творческие люди многогранны. Вы играете на сцене театра, снимаетесь в кино, выступаете в составе известной вокальной группы «Зу-Ляй-Ля», ставите вместе с юными актерами-школьниками отрывки из спектаклей. Один психолог как-то сказал, что «творческие люди — это удивительная категория населения. В них как будто заложен вечный двигатель, порождающий их неутолимое любопытство и неугасимую страсть, с которой они берутся за любое дело». Наверняка вы согласны с этим высказыванием?
— Да, конечно, тем более что я сама психолог по третьему образованию. Я окончила музыкальное училище («руководитель хорового коллектива»), Казанскую государственную академию культуры и искусств («актерское мастерство») и КФУ («психология»). Все три специальности очень помогают мне, дополняют друг друга. А что касается многогранности, действительно, я в детстве мечтала стать и оперной певицей, и дирижером хора, и художником-оформителем. Наверное, это темперамент, характер, натура, но, в любом случае, меня трудно было назвать спокойным ребенком. И в школе, и в пионерлагерях я всегда участвовала во всех мероприятиях. А когда думаешь, что все получается в разных направлениях, то не можешь четко определиться в профессии. Но в итоге судьба сама показала правильный путь. Думаю, что каждому человеку есть «подсказки» от судьбы, надо только уметь вовремя разглядеть и понять их. Вот, к примеру, если бы я на год раньше попала в Казанскую государственную Академию культуры и искусств, то училась бы на том самом курсе, который впоследствии составил костяк театра им. Г.Камала (Радик Бариев, Искандер Хайруллин, Миляуша Шайхутдинова, Минвали Габдуллин и другие). Первым заведующим кафедрой был народный артист СССР, профессор Марсель Салимжанов, а вторым педагогом — Фарид Бикчантаев. И кто знает, как бы сложилась моя судьба, если бы я попала на этот курс …
— А чем вам запомнилась учеба в музыкальном училище? Насколько я понимаю, именно там вы решили стать актрисой, поскольку впоследствии решили получить специальность по актерскому мастерству…
— Уверена, большинство тех, кто прошел богатейшую школу Казанских творческих училищ (музыкальное, театральное, художественное), впоследствии в любом вузе чувствуют себя уверенно и комфортно. Эти учебные заведения оцениваются на уровне техникумов, они с многолетними традициями и очень сильными педагогами. А музыкальное училище окончили знаменитости, ставшие основой коллективов Татарской государственной филармонии, Татарского театра оперы и балета, Государственного ансамбля песни и танца республики. Представьте только, среди выпускников — Ильгам Шакиров, Шамиль Монасыпов, Фасиль Ахметов, Ренат Еникеев, Алмаз Монасыпов, всемирно известный композитор София Губайдулина! Я очень рада, что прошла эту школу, где нас учили не просто быть профессионалами в своем деле, но интеллектуально развитыми и просто хорошими людьми. Не зря ведь говорят, что музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца. Уверена, что музыка позволяет понимать окружающий мир более ярко и остро, дает возможность лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь.
В училище я чувствовала себя как рыба в воде. И, как ни странно, именно там я решила стать актрисой. Это произошло случайно. Просто на четвертом курсе я стала замечать, что в училище часто приходит очень интересный мужчина, представительный, в костюме, с орденом и медалями. Как выяснилось, это знаменитый актер театра им. К. Тинчурина, народный артист Татарской АССР Гата Нуруллин, воплотивший на сцене множество запоминающихся образов. Так вот, он «присматривал» в училище молодежь, которая могла бы служить театру. Мне очень захотелось присоединиться к ребятам, с которыми общается Гата Нуруллин. На подсознательном уровне я мечтала играть на сцене, просто на тот момент казалось, что актеры – это особые, даже уникальные люди и в плане внешности, и в образовании, и по призванию, до уровня которых не дотянуться. Но любопытство перебороло, однажды я присоединилась к студентам, которые занимались с Гатой Нуруллиным. И все…. Этот вечер стал судьбоносным. На выпускном капустнике я воплотила в жизнь на сцене четыре образа, принеся из дома мамины платья и украшения. Мой любимый педагог Елена Степановна Фомина даже сказала: «Зулечка, может, вам в актрисы пойти?». А я как будто ждала этих слов, тем более от человека, мнение которого для меня важно. Так что звезды сошлись – меня ждал Тинчуринский театр.
— Не секрет, что зарплаты у актеров театров небольшие, поэтому многие вынуждены подрабатывать. Кто-то востребован в кино, кого-то приглашают в качестве ведущих на разные мероприятия, кто-то озвучивает мультфильмы на телевидении, перечислять можно долго. Как вы считаете, это не мешает актерам сосредоточиться на приоритетном направлении?
— Я могу ответить только за себя. Мне не нравится слово «вынуждены», потому что каждый интересный проект — это творческое счастье для актера, поверьте. И деньги в данном случае далеко не на первом месте. Если тебе предлагают кинороль, это прекрасная возможность проявить себя в каком-то новом образе, самой узнать себя с неожиданной стороны. И в других направлениях творчества, когда ты раскрываешься для окружающих в другом качестве, это очень полезно для самого актера. Что касается времени, все ведь происходит не одномоментно. Выстраивается график минимум на полгода вперед, все строго планируется. Вот я, к примеру, начала проявлять себя в качестве режиссера в школьном театре и даже занимать призовые места с ребятами на городских и республиканских мероприятиях, когда ролей в театре у меня было совсем мало. То есть, представьте, свободное время есть, ролей нет, и, естественно, я нашла выход для своей неуемной энергии. При этом никогда не расставалась и со своими коллегами — солистками музыкального трио «Зу-Ляй-Ля». Коллектив прикреплен к городской филармонии при НКЦ «Казань». Я долгое время работала в группе по совместительству, но сейчас не успеваю участвовать в городских концертах «Зу-Ляй-Ля», однако на гастроли мы ездим вместе.
Что касается кино, то из последних работ хочу отметить фильм «Кире» («Упертый»), где я сыграла супругу персонажа Фаниса Зиганшина – актера Камаловского театра. Специалисты знают, как трудно фильмам из регионов России попасть в широкий прокат по всей стране. Но фильм «Кире» с февраля смогут увидеть жители всей России. Это огромная победа для татарстанского проката. Причем кинокартина будет представлена именно под своим оригинальным названием, а не «Упертый». Другими словами, россияне узнают еще одно татарское слово – кире. Съемки проходили в комфортных условиях, с участием гримвагенов (это специальные машины для актеров, где есть и гримерная, и костюмерная, и пространство для отдыха). Задача актера заключалась только в том, чтобы сыграть свою роль максимально достойно. Знаете, меня радует тот факт, что кино в Татарстане стало развиваться активнее в последние годы, это чувствуется, в том числе и благодаря Казанскому кинофестивалю мусульманского кино. Отмечу еще одну картину 2019 года – «Эпипэ» Ильшата Рахимбая, про который сам Ильшат говорит, что это чуть-чуть мюзикл. Хотя, на мой взгляд, не чуть-чуть, потому что здесь очень много музыки, речь идет о женском музыкальном ансамбле, который отправляется на гастроли по республике. В фильме участвуют звезды татарской эстрады и театра, а у меня в картине целых три разных образа. Съемки оставили у меня очень теплые впечатления, и я уверена, что кино в Татарстане будет развиваться и дальше, учитывая то, что есть молодые режиссеры – энтузиасты, которые «горят» идеями, новыми проектами. И многогранная деятельность «Татаркино» как координирующего органа, конечно, вызывает уважение.
— Возвращаясь к театру, скажите, пожалуйста, вы следите за премьерами своих коллег из других коллективов? Вот скоро в Камаловском театре — премьера спектакля по Кариму Тинчурину «Угасшие звезды». Думаю, у вас особое отношение к этой пьесе, ведь одна из ваших ярких ролей — роль главной героини из «Угасших звезд» Сэрвэр в постановке Рашида Загидуллина в Тинчуринском театре…
— Да, конечно, я стараюсь не пропускать премьеры, всегда интересно видеть, как тот или иной режиссер находит новые неожиданные ходы, и узнавать, какие темы сегодня считают актуальными в театрах. Каждый спектакль – неповторимый миг, но он отражает жизнь общества. А что касается образа Сэрвэр, действительно, это одна из моих любимых работ в замечательной постановке Рашида Загидуллина, и с идеальным актерским составом, включая Розу Хабибрахманову, Нурию Валееву, Шамиля Фархутдинова. Когда состоялась премьера в 1999 году, зрители были покорены, эта постановка заставляла и плакать, и смеяться, искренне переживать, каждому вспоминать что-то свое. Я уверена, что так сыграть Надир махдума, как сделал это Шамиль Фархутдинов, не сможет никто. А сколько в пьесе национальных обычаев, песен и танцев! С этим спектаклем (классикой национальной драматургии) Тинчуринский театр побеждал в республиканском театральном фестивале, в фестивале «Туганлык». Я, конечно, пойду на премьеру в Камаловский театр. Если Фарид Бикчантаев взялся за эту работу, значит, он подготовил что-то интересное, представил свой оригинальный взгляд, надеюсь, он нас чем-то удивит
— В прошлом году вы представили зрителю спектакль «Нэзер» («Обет»), вместе с актерами Тинчуринского театра Рустамом Гайзуллиным, Гульчачак и Иреком Хафизовыми. Причем премьера прошла в ДК им. Ленина. Это был необычный проект-антреприза для Татарстана. Как удалось воплотить его в жизнь, при чьей поддержке?
— Нас поддержало и руководство театра и министр культуры Ирада Аюпова, поэтому особых трудностей не было. Сами собрали команду профессионалов, нашли танцоров, художника по свету, художника-постановщика, композитора, вплоть до режиссера Зиннура Сулейманова, с которым продолжаем дружить. С этим проектом ездим и на гастроли, и, кстати, зрители принимают его с большим интересом.
— Вас можно назвать счастливым человеком?
— Конечно. Я востребована в профессии, у меня замечательная семья, двое любимых детей, которые во всем стараются меня радовать. Я верующий человек и понимаю, как мало нужно для счастья. Надо только ценить то, что у тебя есть, и радоваться каждому дню, который дарит радость общения с семьей, коллегами, друзьями.
— Спасибо вам, Зульфия Наилевна, за интересную беседу! Новых творческих успехов вам!
Автор — Альбина Хазиева,
Источник — «Известия Татарстана»