После успеха спектакля «Карурман» режиссер Резеда Гарипова и поэтесса Луиза Янсуар создали необычный для репертуарного театра Тинчурина иммерсивный спектакль. О значении спектакля, личности Салиха Сайдашева и музыке в спектакле читайте в материале ИА «Татар-информ».
У создателей спектакля было около 17 различных вариантов сценария, от обычного пересказа биографии до формата предсмертных снов композитора.
«Мы хотели создать спектакль, после которого молодым людям захочется открыть Википедию и прочитать о нем [Салихе Сайдашеве]. Нажать Play и прослушать его произведения, понять для себя, что же мы все-таки хотели донести до зрителя», — сказала режиссер Резеда Гарипова.
Основные роли в спектакле исполнили народная артистка Татарстана Ляля Миннуллина, заслуженные артисты Татарстана Альфия Хасанова и Рустем Гайзуллин, а также лауреаты премии им. М. Джалиля Резеда Саляхова и Артем Пискунов и другие.
Произведение пытается прежде всего раскрыть, что есть для каждого фигура Салиха Сайдашева, и становится попыткой ответить на вопрос, что от зрителя ускользает в интерпретации биографии и творчества великого композитора.
Новая жизнь коридоров и сцены, свет как отдельный главный герой и музыка группы Juna
Хочется отметить новую для татарского репертуарного театра подачу материала. Зритель теперь не сидит на месте, ему необходимо перемещаться по помещениям традиционного репертуарного театра, все глубже погружаясь в боль и сны Салиха Сайдашева. Дополнительной нагрузкой для артистов стала обстановка, когда «четвертая» стена, отделяющая их от зрителя, разрушена и они общаются почти на физиологическом уровне. Зрителей могут невольно коснуться или задеть плечом, что совершенно нормально для иммерсивных спектаклей.
Причем одного Сайдашева сыграли несколько артистов. Его личность расщепилась до педантичного джентльмена и истеричного невротика с замашками Джокера из «Готэма». Каждый артист смог передать свою часть жизни композитора в полной мере. Также главный антагонист Рустем Гайзуллин и артист, сыгравший Карима, Ильфак Хафизов достойны отдельной похвалы, в сцене с их участием было действительно страшно.
«Для себя с Луизой мы решили, что это [каждая из сцен] предсмертная агония. О чем может думать человек на пороге смерти и какие мысли ему приходят, какие ключевые болевые точки могут прийти в его голову», — отметила Резеда Гарипова.
Причем несмотря на то, что постановка написана на татарском языке и даже если человек его не знает, каждую сцену можно прочувствовать изнутри, в том числе и из-за волшебной атмосферы, которая была создана в первую очередь артистами, светом и музыкой.
«Во сне не может быть ни одной детали просто так. И у нас не было ни одной детали, только для того, чтобы это было сценически красиво, и поэтому каждую деталь мы придумывали месяцами», — рассказала режиссер.
Работу художник по свету — лауреат премии «Золотая маска» Ильшат Саяхов проделал колоссальную вместе с создателями спектакля. Свет играет настолько ключевую роль, что порой состояние агонии или безграничного счастья в жизни Сайдашева чувствуешь всей кожей. Есть в спектакле один волшебный момент, которым можно наслаждаться в течение долгого времени вне зависимости от остальной части спектакля, однако пусть это останется для зрителей секретом.
Музыку для спектакля написали участницы группы Juna. Для этой постановки музыка была сделана на компьютере, потому что там был нужен более цифровой саундтрек, объяснили авторы. Две песни, одна из которых хоровая, была записана вживую в театре Тинчурина, а также Зарина Вильданова поет там вживую.
В качестве референсов от режиссера Резеды Гариповой и автора пьесы Луизы Янсуар группа получала сцены с определенным настроением, которое необходимо было передать в том числе с помощью музыки.
«Для этого спектакля не было задачи дать инструментальную музыку, а была задача передать настроение. Нам рассказывали о жизни Сайдашева, ее трагических моментах, ужас которых мы должны были передать с помощью музыки», — поделилась музыкант группы Juna Александра Мустафина.
Карьера гения татарской музыки
Композитор Салих Сайдашев легендарная личность для музыкальной сцены Татарстана. Он был основоположником татарской классической музыки, внес хоровое пение в разряд профессиональной музыкальной сферы и стал родоначальником направления «музыкальная драма». Сайдашеву принадлежит музыка к бренду татарской театральной сцены — спектаклю «Голубая шаль», создание марша Красной Армии.
За свою жизнь Сайдашеву пришлось пережить много боли и потерь. До своего рождения он потерял отца, которого ему заменил приказчик лавки и обувщик Насреддин Хамитов. Вторым ударом для композитора стала кончина жены Валентины Мухиной после родов. После речи Жданова о формализме в искусстве в 1948 году Сайдашева постигает участь многих музыкантов того времени — его лишают статуса профессионального композитора и увольняют из татарского и оперного театров. Это был третий удар судьбы для легенды татарской музыкальной сцены.
«Каждый день Салих Сайдашев надевал светлый костюм. Выходил к воротам своего дома, который примыкал к воротам театра, стоял и курил. Немногие из артистов подходили к нему, чтобы справиться о его делах», — сказала музыковед Луиза Ибрагимова.
Сайдашев тяжело заболел раком из-за депрессии, которая была вызвана его отстранением от профессиональной сцены. После операции в Москве Сайдашев решил самостоятельно подняться с кровати, но послеоперационные швы разошлись, и композитор умер от потери крови. С такого предисловия начинается иммерсивный спектакль в театре Тинчурина.
«Какие-то вещи в спектакле мне очень понравились, какие-то вызвали недоумение. В целом мне нравится, что такие проекты рождаются в стенах больших репертуарных театров. Такие проекты, как к ним ни относись, с художественной стороны выполняют очень важную внутритеатральную миссию, являясь тренингом для актеров», — сказал театральный критик Нияз Игламов.
Автор – Марат Ишкильдин;
Источник – “Татар-информ”, https://sntat.ru/news/culture/18-12-2020/koshmary-belye-kostyumy-i-labirint-premiera-spektaklya-teatra-tinchurina-saydash-bessonnitsa-5793553
Дата: 18.12.2020